Socio School
RSS Twitter Delicious

Интересное

Малообеспеченные семьи

Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.

Социализация инвалида

Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.

Социальная реабилитация

Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.

Методы и формы социальной работы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии

Для умственно отсталых детей школьного возраста открыты специальные (коррекционные) школы и школы-интернаты (вспомогательные школы). В них обучаются дети с 8 до 18 лет. Учителя и воспитатели стараются закрепить навыки самообслуживания и личной гигиены. Воспитанников обучают счету и элементарной грамоте, продолжаются занятия по развитию речи. Большое внимание уделяется привитию детям хозяйственно - бытовых навыков. В частности, их учат стирать и гладить мелкие вещи, пришивать пуговицы, работать с пылесосом.

Значительное место в учебном времени занимает трудовое обучение. Оно является одним из разделов работы школы по подготовке учащихся к самостоятельной жизни и общественно полезной деятельности. Обучение ручному труду в младших классах, профессионально-трудовое обучение старшеклассников по различным видам промышленного и сельскохозяйственного труда, производственное обучение в выпускном классе решают в специальной (коррекционной) школе специальные задачи социальной адаптации и реабилитации. Окончившие 9 класс сдают на предприятии, где проводилась практика, квалификационные экзамены по специальности и получают свидетельство о присвоении соответствующей квалификации.

Для детей с глубокими степенями умственной отсталости существуют детские дома с 4 до 18 лет.

Дети, имеющие отклонения в умственном развитии и страдающие психическими заболеваниями, в зависимости от состояния помещаются в детские психоневрологические стационары или в детские отделения психиатрических больниц [15, с.137 - 147].

По мере коррекции дефектов развития дети могут переводиться в массовую общеобразовательную школу. В случаях стойких форм задержки психического развития дети остаются, а специальной школе на весь срок обучения. Вопрос о переводе в случае необходимости в другие типы специальных школ для детей с отклонениями в умственном развитии решается после одного года обучения в данной школе на основании заключения медико-педагогической комиссии.

В отдельных случаях для детей с сохранными возможностями интеллектуального развития, но сниженной умственной работоспособностью и повышенной истощаемостью из-за недостаточности темпа и подвижности психических процессов, слабой памяти и внимания открываются специальные классы выравнивания при общеобразовательных (массовых) школах.

В настоящее время также одной из форм помощи таким детям является создание многопрофильных и многофункциональных реабилитационных центров, которые оказывают социально - педагогическую и социально - психологическую помощь и поддержку детям разных возрастов с различными отклонениями в развитии. Количество воспитанников в них не должно превышать 60 человек. Эти центры, работающие в системе Министерства здравоохранения и социального развития, предназначены как для приходящих детей, так и для тех, кто остаётся в них на пятидневке. В таких центрах обычно имеется логопедический кабинет, класс социальной адаптации, методический кабинет, мастерские по трудовому обучению. Атмосфера в центрах максимально приближена к домашней. Первейшей задачей коллектива реабилитационного центра является изучение каждого вновь прибывшего ребёнка с помощью психодиагностических и других средств и разработка на основе полученных данных индивидуальной программы его реабилитации [16, с.30].

Таким образом, в нашей стране традиционно сложилась система организации воспитания и обучения детей с отклонениями в умственном развитии в специальных учреждениях на принципах дифференцированного подхода, с опорой на специфику, непосредственно связанную с ведущим дефектом.

Но такая практика, как показывают исследования, не может в полной мере удовлетворить всё разнообразие и особенности потребностей таких детей. Около 25 процентов из них по ряду заболеваний могут обучаться в массовых общеобразовательных школах. Кроме того, пребывание детей с отклонениями в развитии в специальных учреждениях, несмотря на наличие в них ряда положительных условий для коррекции нарушений развития, ограничивает возможности контактов с нормально развивающимися сверстниками, отрывает детей от семьи и т.д.

Интеграция предполагает социальную интеграцию, т.е. вхождение, включение в наше общество умственно отсталых детей, а также интегрированное обучение. Выделяют две модели интегрированного обучения: интернальная и экстеральная. Интернальная интеграция - интеграция внутри системы специального обучения, а экстеральная предполагает взаимодействие специального и массового обучения.

Названные типы интеграции находятся в нашей стране в стадии развития и являются переходными от дифференцированного обучения детей в специальных учреждениях к интегрированному обучению. Определение сроков начала интегрированного обучения решается индивидуально по отношению к каждому ребенку и по желанию его родителей. В первую очередь это зависит от выраженности отклонений в развитии. Так, дети с легкими отклонениями могут быть интегрированы в социум с раннего дошкольного возраста и включены в интегрированное обучение с начальной школы.

Перейти на страницу: 1 2 3

Галерея

Организация досуговой деятельности молодежи

Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.